Вскоре
многие инвесторы могут испытать трудности при узнавании своего
фонда, но регуляторы рынка говорят, что это делается для их
же собственного блага.
17 января
2001г. Комиссия обнародовала правило "Названия инвестиционных
компаний", принятое в дополнение к Закону об инвестиционных
компаниях 1940г. и затрагивающее проблему названий инвестиционых
компаний, могущих ввести инвесторов в заблуждение относительно
инвестиционной стратегии компании и сопряженных с ней рисков.
Правило требует от зарегистрированной инвестиционной компании,
имеющей в названии более или менее явное указание на то, что
она ориентируется на определенные виды вложений (например,
ABC Stock Fund или XYZ Bond Fund или QRS U.S. Government Fund),
инвестировать, по крайней мере, 80% своих активов именно в
те инструменты, которые предполагает ее название. Правило
адресуется также тем компаниям, в названии которых фигурирует
указание на то, что
- они специализируются на вложениях в ту или иную страну или
географический регион;
- осуществляемые компанией распределения (дивидендов и прироста
капитала) освобождены от подоходного налога;
- бумаги компании гарантированы правительством США.
В "требовании 80% активов" для
конкретного вида инвестиций, предполагаемого названием компании,
под активами понимается сумма чистых активов компании и заимствованных
для целей инвестирования средств.
Раздел 35(d)
Закона об инвестиционных компаних с поправками, внесенными в
1996г. с принятием Закона о модернизации национальных фондовых
рынков (National Securities Markets Improvement Act), запрещает
зарегистрированной инвестиционной компании использовать название,
которое Комиссия, исходя из установленных правил, считает обманчивым
или вводящим в заблуждение. До внесения в раздел 35(d) поправок
от Комиссии в каждом конкретном случае требовалось выпускатьотдельное
постановление о том, что то или иное название является вводящим
в заблуждение и, если возникала необходимость, добиваться от
федерального суда решения, запрещающего дальнейшее использование
этого названия.
Дополнения к разделу 35(d) отразили беспокойство Конгресса относительно
того, что инвесторы могут определять инвестиционную политику
компании и сопряженные с ней риски, основываясь на ее названии.
Было решено, что защита прав инвесторов будет существенно улучшена,
если у Комиссии появятся законодательные полномочия для принятия
решений по потенциально обманчивым названиям инвестиционных
компаний. В результате в начале этого года появилось правило
35d-1.
Правило
распространяется на все зарегистрированные инвестиционные компании,
будь то взаимные фонды, инвестиционные компании закрытого типа
или паевые инвестиционные трасты, и требует соответствия между
названием компании и проводимой ею инвестиционной политикой.
Компания, стремящаяся к максимальной гибкости при определении
направлений своих вложений, свободна в выборе названия. Единственное
условие, которое нужно при этом соблюсти, - название не должно
прямо или косвенно указывать на конкретную инвестиционную стратегию.
Правило вступило в силу 31 марта 2001г., и до 31 июля 2002 г.
все зарегистрированные инвестиционные компании должны внести
необходимые изменения, чтобы соответствовать новым требованиям.
По предварительным оценкам SEC это придется сделать не менее
350 компаниям.
Законопослушные взаимные фонды уже начали реагировать на новые
требования SEC, но пока для достижения соответствия они предпочитают
менять вывеску, а не инвестиционную стратегию.
Возьмем,
к примеру, фонд Strong American Utilities
Fund, долгое время вызывавший восхищение инвесторов как один
из лучших фондов в своем секторе. В начале октября он объявил
о намерении сменить свое название на Dividend Income Fund.
Управляющий фонда в своем обращении к акционерам отметил,
что инвестировать 80% активов в акции коммунальных компаний
означает ограничить гибкость портфеля и подвергнуть его более
высокому риску.
Фонд
Argentina Fund, предлагаемый
компанией Zurich Scudder Investments, недавно поменял название
на Latin America Fund. Управляющая компания заявила, что не
видит в Аргентине достаточного количества инвестиционных возможностей,
чтобы выполнить 80%-ный критерий и оправдать свое название.
Два других
примера - фонды Emerald HomeState Pennsylvania
Growth Fund и Invesco Blue
Chip Growth Fund. Вскоре они будут называться Emerald
Growth и Invesco Growth.
Первый фонд заявил о смене названия по причине нежелания концентрировать
80% своих активов в границах одного штата Пенсильвания. Управляющий
фонда Emerald, Кеннет Мерц (Kenneth Mertz), выразил по этому
поводу сожаление, сказав, что решение было вынужденным. "Мы
имели возможность инвестировать значительную часть активов
фонда в компании за пределами Пенсильвании или держать их
в наличных резервах в качестве меры предосторожности и диверсификации.
Новое
правило существенно уменьшило эту долю."
Второй фонд с противоречивым названием Invesco Blue
Chip Growth Fund, принял решение о смене вывески,
потому что его управляющий посчитал невыполнимой задачу вложить
80% активов в голубые фишки, которые бы еще являлись и акциями
роста. Ведь акции
роста обычно принадлежат молодым компаниям, чья прибыль растет
темпами, опережающими средний уровень, тогда как термин "голубые
фишки" используется для определения акций крупных и стабильных
компаний, регулярно выплачивающих дивиденды.
Решение
Invesco вызывает особый интерес, потому что правило SEC не
затрагивало отдельно фонды, использующие в своем названии
такие слова как "value", "growth", "blue
chip", которые, хотя и являются общеупотребительными
терминами, но в то же время могут иметь различные определения.
Кто-то
считает новое правило очень важным с точки зрения защиты инвесторов,
так как многие неискушенные в финансовых вопросах люди принимают
решение о покупке взаимных фондов, основываясь исключительно
на их названии. Другие выступают против этого решения, считая,
что всю необходимую информацию о деятельности фонда (инвестиционная
цель, принципы формирования портфеля и т.п.) инвесторы могут
найти в проспекте фонда.
|